Виртуальное путешествие по горной Кубани

Широкая долина реки Белой рядом с Даховской

Широкая долина реки Белой рядом с Даховской и гора Гут

Обратно к Даховской

Сразу после моста через реку Белую начинается затяжной 30-километровый подъем на хребет Азиш-Тау. Из всех асфальтированных дорог Краснодарского края эта взбирается выше всех — к Азишской пещере и турбазе Лаго-Наки... но туда еще ехать и ехать.

Поднявшись совсем немного, мы уже можем наслаждаться великолепным видом на широкую долину, в которой видны небольшие ровные поля и домики станицы Даховской. Увенчивает этот пейзаж возвышающаяся почти в центре долины гора Гут.

После нескольких крутых изгибов дороги крутизна подъема немного уменьшается. Крутых поворотов почти не встречается, скальные выходы остались позади внизу, а вокруг — лес, широкие луга, холмистый рельеф: и не скажешь, что высоко в горах. Только далеко впереди в просветы между деревьями сверкают белизной гигантские снежники Абадзеша.

От русла Белой до поворота к Азишской пещере (там у дороги стоит указатель) едем около 30 км, набор высоты — более 1000 м. К пещере ведет узкая асфальтированная дорога, петляющая метров 300 по лесу и выводящая на полянку с домиками. Пещера начинается вертикальным 20-метровым колодцем, в котором сооружена металлическая лестница. Вход во избежание падения и несанкционированного проникновения огражден ажурной решеткой.

Посетив пещеру, продолжим наш путь в сторону турбазы.

Скалы плато Утюг в урочище Жолоб

Вид с Азишского перевала

Вид с Азишского перевала на долину реки Курджипс и урочище Мурзикао

Дальше спускаемся по дороге с хребта Азиш-Тау в сухую долину, проезжаем мостик через сухое русло и начинаем круто взбираться к скалам плато Утюг. Дорога здесь делает очень широкий зигзаг. После крутого поворота справа высоко над дорогой встают отвесные скалы. Наверху виден сосновый лес, в скальной стене много гротов и расщелин. К самому большому гроту ведет тропа. Особенно красиво здесь рано утром, когда из-за горизонта показываются первые лучи солнца. Тогда скалы окрашиваются в яркий алый цвет, а на востоке видны изломанные контуры то ли облаков, то ли далеких вершин — не поймешь, где кончается земля и начинается небо.

Если стать у обочины спиной к скалам, то прямо перед нами темно-зеленой хвоей смотрит на нас южный край хребта Азиш-Тау, с которого серой змейкой спускается кажущаяся крошечной с такого расстояния дорога. Вниз резко уходит крутая долина с непроходимыми лесными чащами. Это ручей Бзыха — приток Белой, а далеко внизу, на более чем километровой глубине, виднеются домики поселка Хамышки.

Через несколько сотен метров дорога поворачивает направо и вот уже слева видны домики турбазы, бугельные подъемники. Жалкие остатки асфальта чередуются с каменными ухабами: ехать получается очень медленно. Теперь скалы возвышаются с обоих сторон дороги. Мы находимся в урочище Жолоб, разделяющем плато Утюг (справа) и хребет Каменное море (слева).

Через 1 — 2 км неожиданно выходим из узкого «жолоба» к краю крутого спуска. Резкий переход от тесноты ущелья к широким просторам производит сильное впечатление. Внизу под нами раскинулась очень широкая долина верховьев реки Курджипс. На зеленой траве разбросаны темные точки и только в сильный бинокль видно, что это коровы. С другой стороны долины прямо напротив нас стоит гора Абадзеш, сглаженные склоны которой покрыты бескрайними лугами, посреди которых распластались огромные продолговатые снежники. Чуть правее, над границей леса, находится урочище Мурзикао, представляющее собой обширное холмистое безлесое плато с крошечными озерами и затерянными снежниками. Итак, мы на Азишском перевале (высота около 1700 м).

Почти все лагонакское нагорье сложено растворимыми горными породами — известняками, поэтому здесь, особенно выше границы леса, повсюду можно видеть проявления карстовых процессов (пещеры, воронки, карры, поноры, источники...). Внизу, почти на самом дне долины, можно различить группы карстовых воронок, некоторые из них заполнены водой. На противоположном склоне долины хорошо виден довольно мощный источник (он находится на стыке известняков и нерастворимых мергелей и глин), от которого вниз тянется серебристая полоска ручья, которая, не доходя до дна долины, пропадает: под слоем нерастворимых пород залегают известняки и вода опять уходит под землю. Карст будет сопровождать нас почти повсюду, пока мы идем по лагонакскому нагорью.

Итак, продолжим наше путешествие. Отсюда по крутому каменистому склону можно спустится вниз и уже оттуда подниматься на склоны горы Абадзеш, но мы продолжим наш путь дальше по дороге, которая, не спускаясь вниз, идет на юго-восток и обходит полукругом всю долину. Асфальт почти сразу заканчивается и дальше идет ухабистая грунтовка. Примерно в километре впереди находится кордон Кавказского заповедника (КГБЗ). Там же можно оплатить пребывание на территории заповедника (30 руб. в сутки с человека и по 10 руб. за детей).

Теперь наш путь проходит по хребту Каменное море, опоясывающем полукругом верховья реки Курджипс. Справа от нас — пологий спуск в долину, а слева — отвесный обрыв. В одном месте дорога проходит совсем недалеко от этого обрыва: на скалах, покрытых тонким дерном, кое-где растут, нависая над пропастью, невысокие сосны, а внизу — безбрежное зеленое море. Вот уж поистине природа Северного Кавказа богата на леса! Прямо под нами — долина реки Жолобной, впадающей в Белую около Гузерипля, а чуть дальше — лишь немного возвышающийся над окружающим лесным массивом хребет Инженерный.

У входа в пещеру рядом с горой Абадзеш

Вид с перевала Абадзеш

У горы Оштен. Вид с перевала Абадзеш.

Карстовый провал у перевала Абадзеш

Мы постепенно набираем высоту, дорогу пересекают многочисленные скотогонные тропы, появляется туристическая маркировка: красная полоса на белом квадрате. Все чаще встречаются карстовые воронки, неглубокие провалы с отвесными стенками, пещеры. В некоторых воронках даже посреди лета можно увидеть снег. Немного не доходя до конца подъема, посмотрим одну маленькую пещерку, которая находится слева рядом с дорогой. В дне основного провала, в северной его части, есть вертикальный ход глубиной метра 4, который приводит в небольшой обвальный зал без особых достопримечательностей. Хотя мы как то были очень удивлены, увидев в пещере теленка (глаза медленно привыкали к темноте и вдруг перед глазами замаячил покачивающийся из стороны в сторону хвост...), и потом долги ломали голову, как он туда попал.

Вот подъем закончился и впереди показался красавец Оштен. Сейчас мы находимся на перевале между горой Абадзеш (~2390 м) и хребтом Каменное море на высоте чуть больше двух километров. Отсюда держим путь прямо на Оштен. Дорога идет ровно, по пути пересекаем 2-3 ручья.

Перед Оштеном есть небольшая горка. Ее высота 2378 м и она закрывает от нас подножие самого Оштена. Между южным окончанием Каменного моря и этой горой влево вниз уходят глубокие балки. Первая же балка слева от дороги является путем к перевалу Гузерипль. Направившись туда, мы обойдем Оштен с востока (слева), а если пойти прямо (по основной дороге), то мы придем к верховьям реки Цица, обогнув гору с севера (справа).